Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бытовой жанр

Энциклопедический словарь

Бытово́й жанр - изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение людей в привычной им, часто домашней среде, за каждодневными занятиями, в общении друг с другом, но и раскрытие внутреннего смысла, высокого поэтического или общественного содержания повседневных бытовых явлений.

* * *

БЫТОВОЙ ЖАНР - БЫТОВО́Й ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.

Гуманитарный словарь

БЫТОВО́Й ЖАНР - один из осн. жанров изобр. иск-ва, обращающийся к темам повседневной жизни, быта. Появляется уже в первобытном иск-ве, присутствует в иск-ве Др. Востока, Египта, Др. Греции и Рима. В европ. иск-ве Б. Ж. из жанровых сцен, включ. в контекст аллегорич. или религиозных произв., постепенно развился в самостоят. вид иск-ва, повествующий о повседневной жизни, труде и праздниках. Б. Ж. прошел через европ. реализм, академизм, барокко, классицизм.

Для рус. живописи 18 в. характерно незначит. распространение Б. Ж. Выделяются произв. М. Шибанова и И. Еременева, представляющие собой полуэтнографич. (костюмные) зарисовки (М. Шибанов. "Празднество свадебного договора", 1777; И. Еременев. "Нищие", нач. 1770-х).

В произв. Б. Ж. рус. иск-ва 1-й пол. 19 в. впервые поднятая тема крестьянского труда и быта окрашена поэтически-идеалистич. восприятием действительности (А. Г. Венецианов, венециановская школа). В дальнейшем произв. Б. Ж. приобретают все б. драматич. звучание (А. А. Агин, П. А. Федотов, В. Г. Перов, П. М. Шмельков). В рус. иск-ве 2-й пол. 19 в. Б. Ж. связан с творчеством передвижников (Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. М. Максимов, В. Е. Маковский, И. Е. Репин). Произв. кон. 19 - нач. 20 в. ориентированы на запечатление преходящего мгновения бытия, изменение человека вместе с окружающим миром (В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон).

Б. Ж. после 1917 обусловлен развитием нового обществ. строя. В 20-е гг. создается особый тип картины, к-рая выполняет функции изобразит. документа, доходчивого рассказа, средства агитации, становится одним из наиб. идеологизиров. жанров изобразит. иск-ва. Поэтич., нередко символич. характер приобретает Б. Ж. в творчестве худ. П. П. Кончаловского, К. С. Петрова-Водкина, П. В. Кузнецова и др. В 30-е гг. утверждается праздничное, позитивное восприятие и отражение жизни (С. В. Герасимов, А. А. Пластов и др.), практически полностью игнорируются негативные явления эпохи, зарождается теория бесконфликтности. Б. Ж. периода Вел. Отеч. войны отражает жизнь фронта и тыла (А. И. Лактионов, А. Ф. Пахомов, Ю. М. Непринцев и др.), нач. 50-х гг. связано с темой восстановления, энтузиазма коллект. мирного труда (Т. Н. Яблонская, А. А. Мыльников и др.), утверждается теория бесконфликтности, характерно мелкотемье (Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев и др.). Новый этап в развитии Б. Ж. наступает во 2-й пол. 50-х гг. Важную роль сыграли художники "сурового стиля" (В. И. Иванов, П. Ф. Никонов, Н. И. Андронов, Г. М. Коржев, В. Е. Попков, Д. Д. Жилинский и др.). Повседневная жизнь человека, об-ва трактуется диалектически, нередко подчеркнуто драматично, большое знач. приобретает нравств. аспект трактовки темы, намечается тенденция соотнесения человека с общими, вечными проблемами бытия (В. Е. Попков, Е. Е. Моисеенко и др.). Широкое распространение получает деревенская тема (А. А. Пластов, В. Н. Гаврилов, В. Ф. Стожаров, братья А. П. и С. П. Ткачевы). Усиливается народный, нац. характер трактовки тем, особенностей живописных решений, выбора круга традиций. Особое место занимают художники-примитивисты, или мастера, использующие традиции нар. иск-ва (Е. Честняков, Е. Струлев и др.). Со 2-й пол. 70-х (период застоя) заметны черты идеализации действительности, поиски идеал. героев, эмоциональный строй к-рых восходит к "безоблачным" картинам 30-50-х гг. (С. Жемерикин, О. Филатчев). Одноврем. 70-80-е отмечены появлением эл-тов критич. осмысления жизни об-ва (Т. Назаренко, Нестерова, Сундуков и др.). Значит. расширяется тематика произв., получают отражение трагич. страницы истории отечества.

Бытовой жанр. Л. И. Соломаткин. Славильщики городовые. 1867

Бытовой жанр. Л. И. Соломаткин. Славильщики городовые. 1867

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Бытовой жанр. П. де Хох. Хозяйка и служанка Ок. 1660. Эрмитаж.

Бытовой жанр. П. де Хох. "Хозяйка и служанка" Ок. 1660. Эрмитаж.

БЫТОВОЙ ЖАНР, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые (жанровые) сцены известны в искусстве с глубокой древности, но в особый жанр они выделились в средневековую эпоху в странах Дальнего Востока и в 16 - 17 вв. в Европе.

Полезные сервисы